История цирка
Вся история циркового искусства в Екатеринбурге с 20 ноября 1883 г. до наших дней.
Музей
Единственный цирковой музей, где все представленные экспонаты можно брать в руки.
Закулисье
Мы приоткрываем кулисы и рассказываем самое интересное.
Интересно
Цирковые термины, анекдоты, фильмы, рассказы и музыка о цирке.
Наши зрители
Самые лучшие и веселые моменты вашей жизни в нашем цирке.
Схема проезда
Подробная карта проезда к Екатеринбургскому цирку.
Спрятать цирк

"Звёздные канатоходцы" Волжанские

"Звёздные канатоходцы" Волжанские
канатоходцы

 

Владимир Александрович (30.5.1917-3.10.1983) стал и основателем цирковой династии Волжанских. В 1930 году он 13-летним мальчишкой вместе со старшим братом Николаем приехал из Иванова в Москву "учиться на артистов цирка". В 1933 году братья впервые вышли на манеж с номером "Акробаты-вольтижеры". Владимир Александрович - Народный артист СССР (1979), лауреат Государственной премии СССР (1978). Окончил ТЦИ (1933). В 1944 ко 2-му Всесоюзному конкурсу циркового искусства Владимир подготовил сольное выступление - эквилибристика на оригинальном аппарате собств. конструкции (ажурная колонна из труб с подвижными рычагами-кронштейнами на вершине). В 1950-е гг. Владимир выступил как реформатор циркового искусства, создатель принципиально новых номеров, трюков и оригинальной аппаратуры.

В 1950 он сконструировал удобный, быстро устанавливаемый аппарат для номера «Наклонный канат» - это был первый шаг к "Прометею". В 1954 усилил его, разработав высокую раздвижную мачту, которая  устанавливалась на канате.  Она венчалась стрелой, вращающейся в горизонт, плоскости, могла плавно поворачиваться и переносить колонну из 3 человек с одного конца каната на другой. Со стрелы, поднятой над канатом на три метра, демонстрировался прыжок на плечи партнёра, стоявшего на канате.

Владимир Александрович Волжанский сделал необычной постановку - создал спектакль, в котором все подчинено одной теме. Выступления артистов в разных жанрах плавно вписываются в сюжет спектакля. Кстати, после появления "Прометея" такие целостные постановки стали весьма популярны за границей. Необычным стало и техническое решение аттракциона. В нем используется сконструированная Владимиром Александровичем уникальная аппаратура, благодаря которой канат (а в спектакле используются сразу несколько канатов) "ожил", принимая различный угол наклона и изменяя степень натяжения, что значительно расширило возможности артистов.

Продолжая совершенствовать номер, впервые в практике мирового цирка традиционные виды каната - горизонтальный и наклонный («косой»), бытовавшие на протяжении мн. столетий раздельно,- объединил в одном номере.

Используя новейшие технические достижения, он сконструировал аппарат, который при помощи спец. лебёдок в считанные секунды трансформировал канат из горизонтального в наклонный (один из мостиков плавно поднимался вверх, натягивая канат под углом до 35-45° к плоскости манежа). Большое внимание уделил и дизайну аппарата: громоздкие «мосты» заменил небольшими, круглыми, висящими в воздухе площадками. Аппарат позволил объединить в гармоничную композицию различные приёмы работы на горизонтальном  и наклонном канатах, значительно расширил трюковое содержание номера. Сам Владимир исполнял эффектный авторский трюк: на роликовых коньках он несся по канату, на пути стоял трамплин, взлетая с которого артист опускался на противоположный «мостик».

 Партнёршей в номерах Владимира долгие годы была его жена - Марианна Иродионовна Волжанская (р. 25.3.1918); оставила манеж в 1976. Их дочь - Марианна (р. 6.3.1938). Заслуженная  артистка РСФСР (1982), ученица отца, выступала в цирке с детства. В её трюковом репертуаре сложнейшие комбинации: прыжок с 3-метровой высоты на плечи отца; др. трюк - нижний поднимался по наклонному канату, держа во рту зубник в виде изогнутого стержня, на вершине которого Марианна стояла на одном пуанте в арабеске. Её муж - Александр Иванович Асадчев (р. 14.3.1936), участник труппы до 1975, выступал также как музыкальный эксцентрик. Их дочь- Мария Асадчева (р. 6.6.1965), вошла в аттракцион в качестве верхней, смогла полностью заменить мать, получившую в 80-х гг. серьёзную травму. Продолжая работать над номером, Владимир Волжанский  на той же аппаратуре создавал его различные  модификации: «Звёздные канатоходцы», «Преодоление», «В мире звёзд». Теперь горизонт, и наклонный канаты быстро превращались в свободные, могли сразу несколькими лучами уходить под купол.

Сын Владимира и Марианны  - Владислав (8.12.1939-14.10.1997). Засл. арт. РСФСР (1979); исполнял в этих номерах уникальные трюки: скатывался на роликах по канату с партнёршей на голове, совершал восхождение по наклонному канату, балансируя на голове узенькую дощечку, на концах которой, застыв, как статуэтки, стояли его сестра Марианна и его жена Евгения Ивановна (до замужества Пухова, р. 1937), сын Владислава и Евгении - Владимир (р. 9.5.1961) - виртуозно исполнял под куполом раскачку на свободном (провисшем) канате, а также захватывающее дух вращение вокруг каната. После смерти деда подготовил и возглавил группу канатоходцев. Работал в труппе до 1976 племянник Владимира Волжанского - Вячеслав Диодорович Золкин (Золкин и Микитюк). Волжанские  - лауреаты Всесоюзного конкурса циркового искусства (1977), обладатели «Оскара» Королевского цирка Бельгии (1963), «Серебряного клоуна» Монте-Карло (1998).

Владимир Александрович Волжанский  воспитал целую плеяду мастеров цирка. Его художественные  открытия оказали значительное влияние на творческие  поиски, происходившие в отечественном цирке в 60-80-е гг. С особой силой его талант проявился в создании пантомимы «Прометей», удостоенной Государственной премии СССР (1978). С 1984 аттракционом, созданным Владимиром Александровичем Волжанским, руководит дочь Марианна. В 1997 именем Волжанского названа улица и цирк в г. Иваново, где он родился.


назад

Фотографии

Видео
Игры